02.10.2008 от Фотограф в Испании Алексей
Это парафраз широко известного подзаголовка, который С, М. Эйзенштейн дал своей статье «Наш «Октябрь», написанной в 1928 году. Речь шла о популярной в двадцатые кинематографические годы альтернативе. О бесконечных дискуссиях, которые продолжались вокруг старого манифеста «киноков», лефовских воззваний, конструктивистских заклятий в адрес осужденной «игровой» кинематографии. О формуле Дзиги Вертова: «жизнь, как она есть», с точки зрения вооруженного киноаппаратом глаза («киноглаза»). Об убежденности, что истинной кинематографией является только «неигровая», запечатлевающая жизнь врасплох, пренебрегающая любого вида «игрой», инсценировкой, вымыслом, литературой (сюжетом), театром (декорацией), то есть искусственностью.
Эйзенштейн выступил против экстремы. Он пытался доказать, что «материал как материал отказывается работать дальше», что «засъемка, монтаж и использование материала работающей машины становятся у нас традиционными, как Рунич и Худолеев»2, что сменить «иллюзию на материал», «сюжет на факт», как и предложила «неигровая» кинематография (точнее, ее теоретики), еще не значит избавиться от искусственности. В качестве нового лозунга он выдвинул «кино, ставящее себя по ту сторону от игровой и неигровой», то есть кинематографическую речь, новую кинословесность. Под последней Эйзенштейн подразумевал не отказ от документа и не пренебрежение вымыслом, а такой уровень кинообразности, когда противопоставление «игровая — неигровая» уже не существенно.
Нам этот давний и неоднократно освещенный в истории кино спор интересен более всего своим несходством с положением в фотографии. Несходство, контраст — изначальны, в самой постановке вопроса. Когда встает вопрос об «игровой» и «неигровой» фотографии, эта последняя и кинематограф — как позитив и негатив. В самом деле, Вертову, «кинокам», адептам «факта» приходится доказывать свою правоту до хрипоты. А потом студенты будут изучать «ошибки и заблуждения» тех, кто в пылу полемики отрицал игровое кино как таковое, и, в зависимости от конъюнктуры, жестоко осуждать заблуждавшихся или оправдывать их ошибки добрыми намерениями.
Категория фотобанка: Фотобанк |